Позиция (камаэ) в Будзинкан Будо
Понятие позиции в Будзинкан отличается от общепринятого понимания «стойки» в боксе или, например, каратэ. В последних, «стойка» это наиболее удобное положение тела для ведения боя, в котором исполнитель имеет максимальную степень защищенности и удобство для определенных атак. Если рассматривать стойку в этом аспекте, то чем больше арсенал приемов – тем более разнообразные должны быть стойки. Поэтому, для бокса, например, при использовании в нем только ударов руками и против одного противника, достаточно одной стойки. В каратэ, где наносят удары различными частями тела, используют броски, работают против нескольких противников, стоек уже значительно больше.
Камаэ (позиция) в Будзинкан будо – это не просто положение тела, удобное для атаки и защиты. Камаэ, в первую очередь – это состояние духа. Это как язык жестов, когда, например, мы, чувствуя уверенность, складываем руки на груди (положение дзюмондзи). Как жест, камаэ – естественно и индивидуально. Как жест, камаэ имеет определенный рисунок, но наполненность, как жесту, так и камаэ придает исполнитель. Как обученный языку жестов человек, может сознательно скрывать свои жесты по мере тренировки для того чтобы не выдать свои истинные чувства, так и будока по мере своего развития трансформирует свои камаэ порой во внешне совершенно не выглядящие боевыми положения, но сохраняющие внутреннюю опасность для противника.
Что касается удобства атаки и защиты в камаэ, то здесь справедливо все то же что выше сказано про стойки. Однако камаэ в Будзинкан будо содержат еще один важный практический аспект: камаэ всегда содержат в себе ловушку для противника. Это те кажущиеся открытости, бреши в защите, куда противник не может не атаковать. В самом деле, не будет же грамотный противник атаковать защищенное место. Всегда проще атаковать то место где есть пустота. Но будока, находящийся в камаэ, как раз и привык защищать эти кажущиеся слабыми места. И, если боксер вынужден делать финт, чтобы открыть своего противника, при этом противник может среагировать совсем не так, как планировал исполнитель финта, то в камаэ финт заложен изначально.
Еще важное отличие камаэ от стоек заключается в том, что мы не стремимся вернуться в то же камаэ, в котором находились до начала наших действий или действий противника. Одно камаэ плавно и непрерывно (не значит медленно!) перетекает в другое. На протяжении всего боя будока находится в камаэ. Любой прием, любая техника – это всего лишь череда камаэ. Если сравнить бой с разговором, то камаэ – это буквы.
Понимание камаэ очень важно для реальной жизни. Победа или поражение в жизни – это не конечная цель (видение мира как череду «побед и поражений» всего лишь детская игра, как говорит Сокэ). Поддерживая правильную позицию в жизни можно преодолеть любые трудности, найти свой путь и прожить счастливую жизнь.
Камаэ тесно связано и с пространством, в котором мы находимся, потому как камаэ – это не статика – это перемещение и изменение. В пространстве всегда есть безопасное место (и задача тренировки научиться это место чувствовать), но еще более важно, что в пространстве есть место, где мы не защищены. Двигаясь, мы должны быть в состоянии почувствоать, где находится опасное место (kyusho), дабы избегать этого места и иметь возможность направить туда противника. По словам Хацуми-Сэнсея, это и есть настоящее мастерство Будо и не так много практикантов боевых искусств понимают это. В любой жизненной ситуации, с которой вы сталкиваетесь, где-то находится kyusho. Возможность открыть для себя это kyusho и использовать его для собственного блага – это и есть ключ к счастью и безопасности.
Камаэ но ката
Сидзэн (шицэн) но камаэ
Итимондзи но камаэ
Доко но камаэ
Рюсё но камаэ
Рюсё фусэтсу но камаэ
Хитё но камаэ
Косэй но камаэ
Дзюмондзи но камаэ
Дзюмондзи кихон но камаэ
Хира но камаэ
Хира итимондзи но камаэ
Ихэн но камаэ
Хоко но камаэ
Ниже приведены основные позиции Камаэ но Ката, которые рекомендуется проводить ежедневно, например вместо (вместе) утренней зарядки.
Александр Улогов